16.11.2019 г. Статья А.А. Попова "Размышления о мусорной реформе".

Тезис первый. В 1992 году на конференции ООН была принята Рио-де-Жанейрская Декларация по окружающей среде и развитию (далее Декларация), на которой были определены принципы (начало начал) деятельности мирового сообщества по этому вопросу.

Воплощение этой Декларации в российском законодательстве закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды» и иных законах. На этих законах базируется нынешняя мусорная «реформа», к которой у населения нашей страны имеется множество вопросов и нареканий, но, никто, не ставит вопрос о (не) соответствии принятых решений и проводимых мероприятий принципам упомянутой выше Декларации. Существующие мнения и суждения, не представляют ценности, если они не дают оценки нарушения принципов, т.е. «началу начал».

Тезис второй. Твёрдые коммунальные отходы имеют полиморфную природу и, в основном, состоят, из потерявших потребительские свойства товаров. Иначе мусор можно назвать материалом сбора товаров, заканчивающих цикл жизнедеятельности.

Решение проблем утилизации твердых коммунальных отходов возможно только при решении вопроса утилизации отдельных его компонентов. Для примера возьмём стекло. Его стоимость до 80 копеек за кг. Работник по сбору стекла, может за смену отобрать до 2 тонн и заработать за свой «адский труд» 400 рублей. Не выбирать его нельзя, так как бой стекла повышает износ механических деталей сортировочного комплекса, ставя «крест» на «глубокой» сортировке других фракций отходов. Существует и социальный аспект этой проблемы, так как у людей с низким доходом содержание стекла (и некоторых других материалов) в отходах минимальное, т.е. они заведомо платят за чужие отходы.

Тезис третий. Россия богата своими пространствами, и это приводит к соблазну недобросовестных предпринимателей вывозить отходы в отдалённые, малонаселённые или депрессивные регионы, что часто происходит при согласии местных властей.

Сейчас противостоят такому «мусорному трафику» в Шиесе и в Карабаново, но любой протест, любое противостояние интересов всё же должно иметь цивилизованную форму.

С этой целью необходимо принятие антидемпинговых норм, когда стоимость приёма отходов за пределы муниципального образования не может оцениваться ниже разработанного общероссийского норматива стоимости.

В такую антидемпинговую компанию желательно было бы включить и деятельность АО «Мосводоканала», который проводит конкурсы по утилизации осадков сточных вод по стоимости ниже стоимости их утилизации специализированными организациями. В то время, как подобные отходы в больших объёмах используют при «рекультивации» подмосковных карьеров и свалок.

Тезис четвёртый. Роль общественного экологического контроля должна быть повышена, но не за счёт увеличение его функционала, а за счёт внедрения альтернативных форм.

Подобной формой может стать институция привилегированных акционеров из числа местных жителей в составе участников юридических лиц собственников объектов размещения и утилизации ТКО.

Участие подобных граждан в управлении специализированных организаций повысит, как ответственность бизнеса за экологичность объекта, так и рациональность принятия отходов из иных регионов.

Такое вложение средств от граждан, примерно, в размере шестилетнего тарифа за обращение ТКО взамен дальнейшей неуплаты этой услуги в течение эксплуатации объекта являлось бы дополнительной гарантией поддержки мусорной «реформы» населением и её «прозрачности».

Вместо заключения. Взрослый человек может верить в Деда Мороза, но по окончанию года он должен проанализировать свои действия и определить ошибки, из-за которых дедушка так к нему и не придёт.